Анализ пьесы «Гроза» А. Островского

Пьеса А.Островского «Гроза» по праву считается одной из вершин его литературной деятельности. Изданная накануне реформ 1861 года, она во многом описала перелом, происходящий в общественном сознании народа.

Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Большое внимание автор уделает описанию красот природы и обычной жизни провинциального города. Калинов как будто застыл в замкнутой патриархальной эпохе, ему чужды нововведения и новости из «внешнего» мира. Повседневную жизнь жителей города с её нищетой, бесправием и жестокостью автор противопоставляет редким моментам ночных гуляний молодежи, воспоминаниям Катерины о счастливом детстве и картинам волжских пейзажей. По мере развития сюжета нарастает ощущение удушливой замкнутости калиновского мира.

Автор «населяет» город разнообразными жителями. С первого взгляда кажется, что они все разные, но всех их объединяет схожие понятия и представления этого маленького замкнутого мира. В первую очередь это Кабаниха и Дикой, поборники калиновской патриархальной морали и обычаев. Многие, такие как Варвара и Кудряш, предпочитают формально признавать над собой власть обычаев, хотя на практике тайно идут против неё. Даже ученый Кулигин, пытающийся внедрить свои изобретения, рассуждает о научной мысли, которая глубоко устарела даже для 19 века. Приезжий из Москвы Борис, человек образованный и воспитанный, тоже вынужден покорится этому городу, принять его правила.

Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха. Две сильные женщины, каждая из которых отстаивает свою правду. Кабаниха представляет собой мир устаревшей патриархальной морали, она всеми силами отстаивает этот уклад жизни, стремится отсрочить его отмирание и угасание. Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. Её манит мечта, духовность, искренность. При этом во многом невестка и свекровь схожи – обе сильны духом и безкопромиссны, а также глубоко религиозны.

В душе Катерины просыпается любовь, но не к своему мужу. Она влюбляется в другого мужчину, хотя и пытается этому сопротивляться. Для неё измена мужу – страшный грех, нарушение нравственных и религиозных законов. Для Катерины заповеди церкви и патриархального мира имеют сильнейшее значение. Она хочет быть чистой и безупречной. Однако в своих терзаниях Катерина не находит поддержки ни в муже ни в Варваре.

После своего грехопадения Катерина не смогла скрывать перед мужем и людьми свою вину. Она осознает совершенный ею грех и в тоже время счастье настоящей любви. Она не видит себе прощения и конца мук совести, считает свою душу погубленной. Поэтому решается на ещё более страшный с религиозной точки зрения грех – самоубийство.

Для Кабанихи – публичное признание Катерины и последующий бунт сына, страшное потрясение. Она чувствует как гибнет её мир и наступает хаос.

Произведение «Гроза» выходит далеко за рамки обычного социально-бытового конфликта. Трагедия Катерины на своем примере показала перелом, происходивший в народном сознании, когда на первое место стала выходить свобода личности и волеизъявления, противостоя существующим традициям и укладу жизни.



Залишити коментар


вісім × 7 =