– Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою, – так характеризует брат склонность госпожи Простаковой к жестокому и несправедливому отношению к слугам.
– Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! – так говорит госпожа сама Простакова, и в этих ее словах мы четко видим ее жестокое отношение к своим крестьянам, жадность и глупость.
– Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай. – эта реплика раскрывает презрительное отношение госпожи Простаковой к образованию, чем она гордиться, что характеризует как глупую, ограниченную женщину.
– Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. – так говорит Правдин, человек честный, исполнительный, разумный, призванный навести порядок там, где помещики злоупотребляют властью.
– Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну. – Софья характеризует Простакову как лицемерную, коварную и одновременно глупую женщину, когда та узнала о наследстве Софьи.
– Сестрица ваша играет вами, как мячиком. – говорит Правдин Тарасу Скотинину после того, как Простакова отказывает ему в женитьбе на Софье, захотел выдать ее за Митрофана и получить ее наследство.
– Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему. – говорит Митрофан, подчеркивая жестокость и тиранию Простаковой в отношении слуг и челяди.
– Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка! – сама себя характеризует Простракова, даже не понимая ,как смешно и глупо выглядит, выхваляясь своей злостью, жестокостью, и считая, что именно это и означает быть дворянкой и хозяйкой в доме.
– Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно.
И
– Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же…– слова Еремеевной показывают нам, что благодарности за службу от Простаковой не дождешься, как не дождешься хотя бы справедливого отношения.
– Пронозила!.. Нет, братец.. ты должен образ выменять господина офицера; а кабы не он, то б ты от меня не заслонился. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. (Стародуму.) Это, сударь, ничего и не смешно. Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала? – так понимает Простакова материнскую любовь и заботу о ребенке.
– Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет, – раскрывает отношение Простаковой к вопросам воспитания и образования, а то. Что при этом она уверена в своей правоте и не стесняется этой позиции, указывает на тотальную глупость Простаковой.
– Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
И
– Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича хорошохонько. – Простакова демонстрирует свое отношение к людям и деньгам
– Правда, правда твоя, Адам Адамыч! Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань, – безответственное отношение к образованию Митрофана.
– Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это? – обоснование отношения Простаковой к образованию, и становится видно, откуда ноги растут – из тех традиций, которые были в семье ее родителей.
– Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? – мнение Стародума.
– Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! – Простакова о тех, кто поймал ее и помешал ее подлому замыслу выдать Софью тайно и насильно за своего сына.
– Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? – так Простакова понимает роль и главные обязанности дворянства в государстве.
– Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь, – мудрый Стародум о Простаковой.
– Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! – описывает главные ценности и смысл жизни госпожи Простаковой – грубая власть и бездумная любовь к сыну.