Джордж Гордон Байрон, английский лорд, был человеком вольнодумным. Его политические, религиозные и моральные взгляды разительно отличались от взглядов класса аристократии, к которому поэт принадлежал с рождения. Это в полной мере отразилось в его творчестве, в его пылкой и мятежной поэзии. Как творческий метод поэт пророведовал романтизм. А идеи романтизма утверждают самоценность каждой личности, ее право на свободу взглядов, на индивидуализм. Герой романтизма – бунтарь, а сам Байрон как личность и как творец как нельзя лучше подходит под это определение. Даже среди романтиков того времени Байрон – отдельная, очень яркая фигура.
Предметом поэтического воспевания Байрон сделал прежде всего путь собственной души, свой «непокорный дух», «бурное море внутреннего мира». Такая открытость и искренность была по тем временам большим новаторством. Черты, которые имел лирический герой его стихов, получили даже название «байронизма» – высшей формы романтизма. Это необузданность, страсть, пренебрежение опасностью и протест против общепринятых норм общества.
Одновременно в творчестве Байрона звучит глубокий пессимизм, потому что поэт остро ощущал, насколько действительность не соответствует романтическим идеалам свободы и силы духа.
Не зря проникновеннейшие строки Байрон посвятил Прометею, мятежнику против богов и несправедливого мироустройства:
Титан! Ты знал, что значит бой
Отваги с мукой… ты силен,
Ты пытками не устрашен,
Но скован яростной судьбой.
Байрон всегда становился на защиту угнетенных и восхищался сильными личностями, которые также на это способны. Как лорд английского парламента, Байрон стал на защиту луддитов – работников текстильных предприятий. Эти люди ломали станки, пытаясь предотвратить увольнения, а следовательно, голод для своих семей. Защищая интересы владельцев, парламент предложил казнить мятежников. Байрон был возмущен таким бесправием, он отметил, что шерстяной чулок в Англии ценится выше человеческой жизни. В своей поэзии «Песня для луддитов» он поддерживает мятежников.