После прочтения «Скотного двора» Джорджа Оруэлла создается впечатление, что жажда власти, сложные взаимоотношения, умелая организация общественной жизни, которая основывается на лжи – атрибуты, присущие не только людям, но и животным. Однако, это всего лишь удачная и остроумная развёрнутая метафора, использованная автором для того, чтобы как можно ярче донести до читателя крайне волнующую Оруэлла проблему – как под прикрытием «благих намерений», путем силы и идеологического зомбирования создаются общества, в которых людям запрещено даже иметь свое мнение, не говоря уже о какой-то свободе действий. В этом романе получили свое отражение основы существования общества, рассматриваемые непосредственно на примере жизни животных, которые живут на скотном дворе фермера. У этих животных подозрительно много человеческих черт, что явно указывает на то, кто «спрятан» за героями.
Что касается сюжета романа, то он довольно-таки необычный, это связано не только с главными героями – животными – и с развитием событий на скотном дворе, но и с актуальностью отраженной автором проблемы феномена общества. В романе рассмотрены взаимоотношения слабых и сильных, глупых и умных, «простых смертных» и тех, кто стоит у власти. Фактически это аллегорическое отображение диктаторских режимов, которые застал автор при жизни.
После публикации «Скотофермы», его подвергли бурным обсуждениям. Так, главного героя – свинью-борова по имени Наполеон, а также режим, который он сумел установить, сравнивали со Сталиным и его правлением. Это был режим, который не допускал инакомыслия и ослушания, подавлял общественную волю и сознание.
Все начинается с того, что животные протестуют против фермера, обвиняя его во всем плохом, с чем им приходится мириться. Поэтому на собрании решено организовать бунт с целью захвата фермы. Организаторы бунта – свиньи. Бунт увенчался успехом, ферма стала жить самостоятельной жизнью по заповедям. Так, постепенно власть оказалась в руках одной свиньи.
«Семь заповедей, провозглашенные животными на скотном дворе:
– Тот, кто ходит на двух ногах — враг.
– Тот, кто ходит на четырех ногах или имеет крылья — друг.
– Животное не носит одежду.
– Животное не спит в кровати (позднее добавлено: с простынями).
– Животное не пьет спиртного (позднее добавлено: сверх меры).
– Животное не убьет другое животное (позднее добавлено: без причины).
– Все животные равны (позднее добавлено: но некоторые равнее других)»
Но эти заповеди действовали недолго. «Постепенно, одну за одной, Наполеон исправлял, а затем и вовсе отменил все заповеди кроме одной, седьмой. Однако, и эта заповедь не осталось неизмененной и приняла следующий вид — «Все животные равны, но некоторые животные равнее других».
Таким образом, постепенно политическая элита животных становится просто неотличимой от человеческой элиты. И в том можно усмотреть иронический «комплимент» последней, как и в идейном послании романа в целом прозрачный намек на то, какую роль реально играет рядовой член общества в системе. И роман «Скотный двор» сохраняет актуальность и сегодня, ведь лозунги и «благие намерения» меняются, средства тоже, но общественная махина во многом продолжает реализовывать планы своих руководителей, играющих в «большую политику», по-настоящему не интересуясь потребностями человека как индивидуальности и не защищая его жизнь как наивысшую ценность.