В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» рассказана история жизни донского казака Григория Мелехова. Родился он еще в конце позапрошлого века, а юность и зрелые годы его попали на время Первой мировой войны, а потом и войны гражданской.
Большое внимание писатель уделил в книге теме любви. У нашего героя было две любимых женщины: Аксинья и Наталья.
Аксинья, жена соседа, стала первой и самой главной в жизни страстью Григория: «Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз, что-то несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы, и медленно отводит взгляд, отворачивается, на смуглой шее два крупных пушистых завитка… их так любил целовать он….»
Сперва Григорий не решается открыто пойти против воли своего отца и увести жену уважаемого соседа. Он женится на юной девушке Наталье, но ответить на ее большую любовь не может. Семья разваливается, он уходит к Аксинье, и всю жизнь будет ходить от одной своей женщины к другой. Страстная любовь его к Аксинье не терпела измен, была полна ревности, подозрений и обид. Даже уходя от Аксиньи надолго, на годы, Григорий вспоминает ее: «В нем цвело, бродило чувство, он любил Аксинью прежней, изнуряющей любовью, он любил ее всем телом, каждым толчком сердца, и в то же время сознавал, что это не явь…». Снова и снова Григорий зовет свою любовь за собой.
Наталья – жена Григория, его вторая большая любовь, которая приходит к нему постепенно. Сперва чувства юной девушки мало трогают Григория, он винит отца в том, что его женили насильно. Однако с годами Григорий начинает ценить верность жены, ее способность дожидаться его, ее пылкость. Григорий уважает Наталью и ценит, но мало уделяет внимания жене, почти никогда ее не ласкает: «Аксинья заслоняла всю его жизнь». Со временем же, когда Наталья становится матерью его двоих детей, Григорий начинает испытывать к ней «могучую волну нежности», благодарности, чистой любви.
Смерть жены потрясает Григория до глубины души. Он мало показывал свои чувства к жене, мало выражает и горе, что душит его изнутри. «Горюешь?» – спрашивает его сестренка «А ты думала – как?!» – отвечает тот.
Остается одна Аксинья. Люди уже считают ее женой Григория, «приписали» к ней его детей, а она все еще стыдится своей «запретной» любви на людях. Принеся много страданий любимым женщинам, Григорий научился быть заботливым. Делает он это молча, без слов. Сидит у изголовья любимой, когда она болеет, думает о ее судьбе. Часто он не объясняет своих поступков, за это на него обижаются. «Померла жена, и все мы стали не нужны ему» – сердится мать, а Григорий не может смотреть на опустевший без жены дом. Он оставляет больную Аксинью в чужой хате, чтобы спасти ей жизнь: «Бог мне судья, но на смерть я ее не повезу»
Когда гибнет от шальной пули Аксинья, Григорий остается один. Дважды вдовец, он находит смысл жизни в том, чтобы самому воспитать своего сына.