Сочинение на тему: Второстепенные герои рассказа В. Распутина «Уроки французского»

Несмотря на небольшой объем, рассказ Валентина Распутина отличается насыщенностью красок повествования и достаточно большим количеством второстепенных персонажей, которые так или иначе формируют образ главного героя, являются катализаторами его личностного роста и помимо того, представляют собой несколько распространенных типичных образов.

Например, ребята, с которыми учится главный герой, а впоследствии еще и сталкивается с ними на площадке за игрой на деньги. Попав впервые на пустырь, где ребята после школы собираются для игры в «чику», он сразу для себя отмечает Вадика: «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой. Я вспомнил: он ходил в седьмой класс».

Вадик является типичным представителем вожака, отличающегося не умом, а силой и хитростью. Его боятся из-за того, что он старше, его уважают из-за его силы. Его боятся, так как ему присущи коварство и желание удержать первенство и авторитет любой ценой. Его конфликт с главным героем как раз и связан с успехами последнего в игре. Когда герой начинает выигрывать и бесхитростно этому радуется, не скрывая гордости, авторитет Вадика, как лучшего игрока оказывается под угрозой, и он решает проблему единственным известным ему способом – силой, предварительно обманув его в игре. Персонаж Вадика контрастирует с честностью и добросовестностью самого главного героя, и вызывает у него в то же время желание защищать чувство собственного достоинства.

Естественно, что у таких вожаков как Вадик всегда есть прихвостни. В данном случае это Птаха: «За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу Птаха». Лодырь – переросток, застрявший на второй год в пятом классе очевидно представляет единственно возможным для себя примкнуть к сильному лидеру, чтобы самому не оказаться в изгоях. Именно его руками Вадик осуществляет физические наказания. Птаха противопоставляется главному герою, подчеркивая мужество и достоинство последнего.

Еще один персонаж – Тишкин. Тихоня-подхалим как флюгер, вертится туда, куда «ветер дует». Именно он сдает учительнице главного героя, рассказывая в подробностях о причинах его синяков. Тишкин выступает как образ слабака-приспособленца, готового подстраиваться под любые условия и не имеющего никаких моральных принципов.

Кроме образов ребят, с которыми главный герой столкнулся в городской школе, важно отметить еще образ его матери. Она сама воспитывает троих детей, трудится, живет непростой и бедной жизнью. Она хочет для детей лучшего будущего, потому находит возможность отправить старшего сына, отличающегося хорошими способностями к учебе, в городскую школу, осознавая, что, во-первых, остается без его помощи по хозяйству, а во-вторых, должна будет как-то обеспечить ему еду и кров в городе. На протяжение всего рассказа главный герой в кратких, скупых фразах проявляет искреннюю благодарность к своей матери.

Хотелось бы еще остановиться на образе директора школы. Застав учительницу и мальчика за игрой на деньги, он не стал разбираться в ситуации, выяснять мотивы героев, обстоятельства. Он просто слепо проследовал букве «педагогического» закона – наказал «виноватых». Его образ – это образ типичного управленца советских времен, которого не волнуют личные проблемы подчиненных, несмотря на то, что он педагог и работает с детьми.

Как видно, каждый из второстепенных персонажей внес свое дополнение в раскрытие личности главного героя, побуждая его образ динамично развиваться на протяжении всего рассказа.



Залишити коментар


шість − = 2